Замена фреона в кондиционере автомобиля своими силами

Кондиционер – средство контроля микроклимата в помещении. Покупка кондиционера в наше время – доступное и полезное приобретение, необходимое каждому дому и квартире. В предыдущей статье я рассказала об основных критериях выбора кондиционера, сегодня же я поделюсь с вами секретами самостоятельной установки кондиционера. В этой работе нет ничего сложного, а монтаж кондиционера своими руками поможет сэкономить семейный бюджет.

Подробный обзор

Правила техники безопасности при ремонте и обслуживании системы кондиционирования

  1. Хладагент представляет собой химический состав, требующий осторожного обращения во избежание причинения вреда здоровью.
  2. Необходимо работать в хорошо проветриваемом помещении и избегать вдыхания паров хладагента.
  3. При выполнении работ, связанных с разгерметизацией системы кондиционирования, всегда необходимо надевать защитные очки и оборачивать чистой тканью фитинги, клапаны и соединения.
  4. Запрещается проводить сварочные работы на автомобиле вблизи узлов и трубопроводов системы кондиционирования.
  5. Запрещается изгибать гибкие вставки трубопроводов (шланги) радиусом, меньшим четырех диаметров гибкой вставки.
  6. Регулярно осматривайте шланги на предмет появления трещин и потертостей.
  7. Перед разъединением трубопроводов системы кондиционирования необходимо удалить из нее весь хладагент.
  8. Отворачивайте резьбовые соединения элементов системы медленно. Не приближайте лицо и руки к месту разъединения во избежание получения травмы при наличии в системе остатков жидкого хладагента.
  9. При обнаружении во время разъединения трубопроводов давления в системе удалите из нее хладагент, как описано в подразделе Удаление хладагента из системы кондиционирования.
  10. Немедленно после разъединения какого-либо участка системы закройте отверстия колпачками или лентой. Это предотвратит попадание в систему влаги и грязи, которые могут вызвать выход из строя насосной части компрессора.

Принцип действия кондиционера

Две соединительные трубки из меди в кондиционере предназначены для прохождения хладагента. Во внешнем блоке фреон передает свое тепло уличному воздуху, а ускоряется эта процедура с помощью вентилятора. Затем жидкий фреон по трубке через ТРВ попадает во внутреннюю часть, где начинается процесс интенсивного испарения, и хладагент переходит в газ.

В таком виде фреон по трубе возвращается в наружный блок. Цикл завершился. Начинается следующий. Таким образом, в этом процессе нет места атмосферному воздуху. Вакуумирование кондиционера позволяет удалить из устройства кондиционера весь попавший в него воздух и влагу.

Рабочее тело

Рабочее тело (холодильный агент, хладон) — это «кровь» любой системы кондиционирования, благодаря специфическим особенностям и термодинамическим характеристикам которой и возможен теплообмен. Его в кондиционерах чаще всего обеспечивают фреоны разных марок.

  1. Фреон R-410 А не содержит хлора и поэтому безвреден. Однако он имеет ряд особенностей, усложняющих заправку и техническое обслуживание систем кондиционирования.
  2. Фреон R-22 использовался в климатической технике прошлых лет выпуска. Он экологически вреден, поэтому с появлением озонобезопасных марок в новых моделях данный хладон практически не применяется.
  3. Фреон R-407C – это смесь нескольких хладагентов, обеспечивающих стабилизацию давления в герметичном контуре, хорошую производительность и пожарную безопасность.
Читайте также:  Естественная вентиляция в частном доме: как сделать

Важно! Количество фреона обязательно должно точно соответствовать нормативному значению, указанному в руководстве по эксплуатации конкретной системы кондиционирования. При недостатке хладагента производительность кондиционера падает, а при избытке — может выйти из строя компрессор.

Необходимые материалы и оборудование

Сейчас все автокондиционеры заправляются тетрафторэтаном (маркировка — R-134a), однако по старинке автолюбители по-прежнему именуют этот хладагент фреоном, так как системы охлаждения автомобилей, выпускавшихся до начала-середины 90-х годов, заправлялись фреоном CFC-12.

Смешивать различные виды не допускается, точное наименование хладагента можно узнать по наклейке на внутренней стороне крышки капота.

Флакон фреона весом в полкилограмма обойдётся в сумму около 1 000 рублей, большие по размерам ёмкости — в несколько тысяч рублей.

Для кондиционеров малолитражных легковых автомобилей хватает и флакона в 500 граммов, а для более крупных и мощных авто можно обойтись двумя флаконами

Для заправки автомобиля понадобится одно из следующих устройств:

  • автоматическая станция (стоит десятки тысяч рублей);
  • одно- или многоразовый набор оборудования.

Естественно, что о покупке автоматической станции при самостоятельной заправке речь идти не может — она обойдётся слишком дорого. А вот с наборами стоит разобраться внимательнее. Полноценный состоит из:

  • манометрического коллектора;
  • весов;
  • баллона, заправленного фреоном;
  • вакуумного насоса.

Одноразовый набор стоит совсем недорого и включает флакон, шланг и манометр. Также в обоих случаях понадобятся переходники и штуцеры.

Необходимые материалы и оборудование

Одноразовый набор дешевле, но менее надёжен, многоразовый — наоборот

Выбор из этих двух вариантов — решение автовладельца.

Какой фреон в автомобильном кондиционере?

Виды хладагента применяемые в автокондиционерах

Ранее для заправки кондиционера использовали фторсодержащий фреон R-12, хоть он и более продуктивный, но из-за того, что очень вредный, в 1992 г. его применение запретили, и заменили на хладагент R-134а. Поэтому владельцам автомобилей с кондиционером выпускавшимся до 1992 года выпуска, приходится либо самостоятельно заправлять, либо переходить тоже на новый вид фреона. Ведь хотя они и работают на R-12, но на сервисных станциях заправка хлорфторосодержащего газа запрещена. Так что все новые модели машин с автомобильным кондиционером заправлены фреоном R-134а. Кстати, какой фреон в автомобильном кондиционере конкретной системы, можно увидеть на табличке, подняв капот. Хотя перепутать сложно, ведь даже заправочные штуцеры разные (в трубке под R-134а он выше и с большим диаметром). На наклейке под капотом также можно увидеть и норму заправки фреона в автокондиционере.

Правильная установка сплит систем. Вакуумирование сплит системы (кондиционера)

Установка сплит систем и систем кондиционирования воздуха является технологически сложным процессом и должен усуществяться квалифицированными, сертифицированными специалистами с необходимым опытом и наличия профессионального климатического набора инструментария для проведения установки, диагностики, обслуживания, ремонта и демонтажа сплит систем соответствующей мощности, модели и назначения.

Вакуумирование как основной фактор упускаемый рядом монтажных организаций производящих установку сплит систем

На звершающем этапе установки сплит системы после осуществления вальцовочных соединений обоих блоков кондиционера должен происходить процесс вакуумирования специальным вакуумным насосом (вакууматор). Что зачастую не производят многие монтажные организации по различным причинам, первая из которых — экономия времени, вторая — отсутствие специального оборудования, что в последствии приводит к поломкам и потери мощность охлаждения, не редко до 60% от номинальной.

Актуальность вакуумации кондиционера при монтаже сплит системы значительно возрасла при переходе кондиционеров на новый экологически безопасный фреон R410a по причине постановления заседания Монреальского протокола о замене разрущающего озоновый слой фреона R22 и запрете его использования на любых видах бытового и промышленного холодильного оборудования.

Читайте также:  Для чего нужен и как работает бак насосной станции?

Фреон R410a гораздо технологичеси совершенен, состоит из двух равных фракций Дифторметана и Пентафторэтана не содержащщих хлор, что подтверждает его безопасность по отношению к экологии, на ряду с этим его параметры киритической температуры, температуры кипения, критического давления и температурного скольжения на порядок выше чем у предшественника.

Но так же возросла и сложность его эксплуатации и обслуживания всвязи с высокой характеристикой летучести.

Технологический процесс вакуумации сплит системы должен осуществяться для решения следующих конструкционных задач:

Правильная установка сплит систем. Вакуумирование сплит системы (кондиционера)
  • Образование свободных возушных масс в соединительных магистралях сплит системы. После завершения подключения медных магистралей в трубках теплообмениика, испарителя и непосредственно в самих трубах находится воздух. По технологическому регламенту при работе агрегата фреон не должен смешиваться с воздухом — это может привести к фатальному изменению свойств хладагента, что напрямую влияет на хладопроизводительность и обмерзанию некоторых частей контура.
  • Образование водяного пара в соединетильных магистралях кондиционера. При попадании водяного пара в систему при процессе конвекции может произойти попадание влаги в картер и смазывающие компоненты компрессорно-конденсаторного агрегата, что приведет к повышенному износу посадочных поверхностей, валов, втулок, ротора компрессора вследствие увеличения трения, биения из-за выроботки рабочих поверхностей вращающихся деталей с возможным образованием металлической стружки и шлака.

Как правильно свакуумировать сплит систему:

  1. Подключение к сервисному порту внешнего блока сплит системы через монометрический коллектор вакуумного насоса для откачки свободных воздушных масс в системе.
  2. Работа вакуумного насоса до достижения глубокого вакуума, время достижения напрямую зависит от диаметра медных труб (мощность кондиционера), и длинны магистралей.
  3. Завершение работы вакуумного насоса, полное выключение откачки водуха и влеги с последующим контролем давления в течении 10-15 минут, для проверки полной герметичности системы.
  4. Отключение вакуумного насоса, диагностика рабочих режимов и характеристик сплит системы в соответствии с номинальными.

Минимальный перечень оборудования используемый компанией Гарант Климат Волгоград для установки сплит систем

 
№ п/п Название Модель Фирма-изготовитель
1 Вакуумый насос двухступенчатый CPS VP2D CPS
2 Манометрический коллектор BCHS5-R410 Becool
3 Манометрический коллектор BCHS5 -R22 Becool
4 Вальцовка 458 R / ММ RIDGID
5 Ример TLRM (CPS) Ример TLRM (CPS) TLRM
6 Набор пружин трубогибов
7 Набор разводных ключей
8 Набор отверток
9 Тестовая отвертка
10 Труборез
11 Мультиметр цифровой M266C MP токовые клещи
12 Набор расширителей медных труб
13 Перфоратор BOSCH GBH 11 DE BOSCH GBH 11 DE BOSCH
14 Перфоратор BOSCH GBH 2-20 D BOSCH GBH 2-20 D BOSCH
15 Электроудлинитель катушка CAMELION SK 4×50 C CAMELION SK 4×50 C CAMELION
16 Углошлифовальная машинка HITACHI G23MRU HITACHI G23MRU HITACHI
17 Плоскогубцы
18 Шуруповерт Bosch GSR 10,8-2-LI Bosch GSR 10,8-2-LI Bosch GSR
19 Страховочная экипировка
20 Лестница раскладная трансформер 4.5 м.
21 Лестница раздвижная трехсекционная 12 м.
22 Весы электронные RCS 7040
23 Течеискатель фреона Inspector-55100 Inspector-55100 Inspector

Заключение

Вакуумные насосы, прежде всего, предназначены для удаления молекул газов и паров воды из системы кондиционирования.

Если не удалять их, повышается давление внутри системы, что увеличивает нагрузку на компрессор, уменьшая количество холодного воздуха. Все это, в конечном счете, приводит к разложению фреона и выходу из строя кондиционера.

На рынке существует большое количество устройств для выкачивания воздуха от различных производителей, с разными габаритами, мощностями и ценами.

Мы подобрали для Вас ещё восемь полезных статей, смотрите далее.

  • Выбираем тепловую завесу на ворота в цех: популярные модели и характеристики
  • Установка кондиционера своими руками и правила его использования
  • Выбираем водяной калорифер для приточной вентиляции: расчет мощности и установка
  • Правила выбора кондиционера для мансарды: основные виды и расчет мощности
  • Дренажные помпы для кондиционера: виды, зачем нужны?
  • Что такое фанкойл: принцип работы, обзор устройств
  • Как вернуть свежесть в доме? Выберите мойку воздуха!
  • Как обустроить на участке абиссинский колодец своими руками?
Читайте также:  Вентиляционные дефлекторы: типы, устройство и методика изготовления

Распространенные ошибки в процессе установки кондиционера

При непрофессиональном монтаже пользователи могут допустить ряд ошибок:

  • укладка труб с перегибами — увеличивается нагрузка на компрессор;
  • установка внешнего блока на балконе с остеклением — теряется нормальная циркуляция воздуха;
  • расположение кондиционера рядом со сварочными аппаратами;
  • неровное расположение блоков — конденсат начинает стекать на пол;
  • выбор оборудования с отсутствием опции авторазморозки — на режиме обогрева внешний блок леденеет.

Для нормальной эксплуатации кондиционера нужно регулярно чистить фильтры и дренажные каналы. При чрезмерной нагрузке система шумит — нарушается балансировка вентилятора или изнашиваются подшипники. Указанные поломки должен устранять только мастер.

Подключение внутреннего блока кондиционера

Довольно часто при подключении кондиционера вы можете встретить трехцветную проводку. Вот основные цвета, которые она содержит:

  • Черный.
  • Синий.
  • Зеленый.
Подключение внутреннего блока кондиционера

Когда вы откроете внутренний блок кондиционера, тогда можете заметить, что провод черного цвета следует подключить к клемме L. Синий провод будет идти от автомата, который находится в электрощите и его необходимо подключить к клемме N. Зеленый кабель следует подключать к массе во внутреннем блоке кондиционера. Провода здесь соединяют также, как и при подключении насоса к электросети.

Принцип действия

Перед тем как приступить к самостоятельному монтажу системы кондиционирования, следует разобраться с тонкостями ее работы. Это нужно для правильного распределения важных узлов с целью достижения лучшего КПД. Ключевыми составляющими каждого кондиционера является компрессор и испарительный блок, которые соединены посредством трубок.

Принцип действия

Первый элемент устанавливается снаружи дома, на балконе или наружной стене, а второй — непосредственно внутри. Элитные модели промышленного типа оснащены не одним внутренним блоком, а сразу несколькими, которые взаимодействуют с одним мощным компрессором.

Принцип действия

Испарительный блок предназначен для поглощения тепла посредством подачи хладагента в камеру. Оказываясь в резервуаре, вещество начинает расширяться, а затем закипать, образуя теплопоглощающие пары. Такой процесс сопровождается выделением водяного конденсата, который в итоге оседает на радиаторе. Дальше влага перемещается в емкость и выводится наружу по трубкам.

Принцип действия

Принцип действия

Задача компрессора заключается в откачивании образованных испарений хладагента из камеры с помощью повышения давления за насосом. Это приводит к нагреванию хладагента и его преобразованию в плотный туман. В таком состоянии рабочее вещество направляется в специальную камеру с радиатором, проходит процедуру охлаждения и снова приобретает форму жидкости. Процесс повторяется после подачи хладагента в сопло испарительного блока.

Принцип действия

Коэффициент полезного действия системы кондиционирования и показатели энергопотребления определяются средой использования. Если возле агрегата установлены радиаторы отопления, компрессору придется расходовать гораздо больше энергии, что снижает срок его службы. Привести к поломке может обычная пыль, которая оказывается внутри оборудования, поэтому процедуру влажной уборки нужно проводить часто и тщательно. Также нельзя размещать на поверхности блока всевозможные предметы или накрывать его чем-нибудь.

Принцип действия

Принцип действия

Места стыков и соединений должны быть надежно защищены от испарений хладагента. Наружные составляющие устанавливаются ниже внутренних и, как правило, в самом холодном месте. Специалисты советуют размещать блок под свесами крыш или стеновых конструкций, где присутствует тень. Простые рекомендации положительно повлияют на монтаж кондиционирования.

Принцип действия