Как сделать вентиляцию в гараже — особенности системы проветривания

Гаражное помещение позволяет сохранять автомобиль в исправном состоянии, осуществляя уход за ним и ремонтные работы, защищает его от сезонных осадков и других неблагоприятных факторов. Но для этого гараж обязательно должен иметь хорошую вентиляцию. В противном случае скопление испарений влаги и технических жидкостей способно вызвать интенсивное коррозионное разрушения корпуса автомобиля, а также еще целый ряд неприятных и опасных последствий.

Зачем в гараже необходима вентиляция?

Любое помещение требует организации эффективной циркуляции воздуха. Не является исключением и гараж, оборудованный подвальным помещением или смотровой ямой.

Правильно организованная вентиляция — залог долгой службы автомобиля

Зачем в гараже необходима вентиляция?

Обеспечение эффективного воздухообмена позволяет удалить из помещения образующийся конденсат, вывести наружу вредные для здоровья выхлопные газы, а также токсичные испарения от хранящихся в гараже средств ухода за автомобилем.

Вентиляция гаражного помещения выполняет комплекс серьёзных задач:

  1. Снижение концентрации влаги, связанной с хранением мокрого после поездки транспортного средства, а также погодными факторами.
  2. Удаление конденсата, образующегося на потолке и стенах помещения, а также в подвальном помещении и смотровой яме в результате резких перепадов температуры.
  3. Вывод за пределы гаражного помещения токсичных веществ (выхлопных газов, испарений бензина, масла и автомобильной химии), представляющих опасность для здоровья человека.
  4. Обеспечение надёжного просушивания транспортного средства, что позволяет защитить кузов, элементы подвески и электронные компоненты автомобиля от губительного воздействия коррозионных процессов.

    Участки, наиболее подверженные коррозии

  5. Защита металлической поверхности рабочих инструментов, находящихся в помещении, от появления ржавчины.
  6. Продление срока службы автомобильной резины, чувствительной к воздействию агрессивных факторов, связанных с испарением бензина и химических веществ.

Независимо от того, из какого материала изготовлен гараж, кирпича, блоков или металла, любое помещение нуждается в обеспечении эффективной циркуляции воздуха, способствующей уменьшению влажности.

Зачем в гараже необходима вентиляция?

Следует отметить, что гараж, изготовленный из металлических листов, более подвержен образованию конденсата на внутренней поверхности потолка и стен. Это связано с быстрым нагревом и охлаждением листового металла в результате естественных колебаний температуры.

Нужна ли вентиляция погребу под гаражом?

Погреб, расположенный ниже нулевой отметки, важно надёжно защитить от сырости.

Пространство, расположенное ниже нулевой отметки, нуждается в вентиляции

Зачем в гараже необходима вентиляция?

Повышенная влажность способствует порче запасов овощей и фруктов, вызывает развитие плесени и грибка на поверхности стен, деревянных полках, а также вызывает коррозию металлических крышек, закрывающих банки с консервацией.

Обеспечение циркуляции воздуха в погребе, расположенным под гаражом, способствует благоприятному микроклимату помещения, позволяющему повысить продолжительности хранения сельскохозяйственных продуктов и заготовок.

Кроме того, воздействие токсичной среды отрицательно влияет на состояние здоровья владельца помещения. Отсутствие воздухообмена вызывает тяжёлые головные боли, ухудшает общее состояние и может являться причиной отравления накапливающимися в помещении выхлопными газами, особенно при неполном сгорании топлива.

Возможные недорогие решения для проветривания гаража

Для небольшого гаража, рассчитанного на одну машину, лучший и наиболее дешевый вариант — обустройство системы естественной вентиляции. Такое решение считается единственно возможным, если в гараже отсутствует электричество и нет возможности подключить даже простейший вентилятор.

Наиболее простая схема обустройства такой вентиляции следующая:

  • Приток свежего воздуха обеспечивается путем обустройства одного или двух вентиляционных отверстий в нижней части передней стены. Нередко задачу решают врезкой небольших жалюзийных решеток в гаражные ворота, но это существенно увеличивает стоимость их изготовления. Поэтому проще просто пробить стену и установить снаружи декоративные металлические решетки.
  • Вытяжку выводят у задней стены гаража, это позволяет обеспечить воздухообмен по всему объему помещения. Вход в вентканал оборудуют непосредственно под потолком или кровельным перекрытием. Для обеспечения нормальной естественной тяги в любых погодных условиях разница по высоте между выходом из приточного и вытяжного каналов должна быть не менее 3 мм.
  • Если обеспечить такую высотную разницу не удается, на выходе из вытяжки ставят дефлектор, который создает зону низкого давления, что способствует увеличению тяги на 15–25%.

Для гаражей с увеличенной площадью (на 2 машины), естественная вентиляция может не обеспечить нормируемый воздухообмен. В этом случае предпочтительна комбинированная система проветривания, особенности которой заключаются в следующем:

  • Приток свежего воздуха обеспечивается стандартным способом за счет вентотверстий с решетками в передней стенке или в воротах.
  • К вытяжному каналу подключают вентилятор, обеспечивающий создание устойчивого исходящего воздушного потока. В большинстве случаев вполне достаточно вентустановок производительностью 500–1000 кубометров в час.
  • Для удаления загрязненного воздуха из рабочей зоны над ней монтируют улавливающий зонт, по принципу действия сходного с обычной кухонной вытяжкой. Его подключают к отдельному вентканалу с возможностью запуска вытяжки для гаража только в период выполнения каких-либо ремонтных работ.
Читайте также:  Ошибки кондиционеров General Climate: как расшифровать и устранить типовые поломки

Монтаж подобных систем вентиляции можно выполнить всего за несколько часов, да и по стоимости обходится недорого. Более дорогие приточно-вытяжные установки с рекуператором, фильтрами целесообразно устраивать только в отапливаемых гаражах, совмещенных с жилым домом. Такая система вентиляции позволит поддерживать не только оптимальную влажность в помещении, но и уровень желаемой температуры.

Способы организации воздухообмена

Еще на стадии проектирования постройки нужно определиться со схемой вентиляции в гараже и ее воплощением. На этом же этапе должны быть разработаны устройство и конструкция воздухообмена.

Благоустроить постройку можно при помощи таких вариантов вентиляции:

  1. Естественная вентиляция гаража. Этот тип воздухообмена основан на физических свойствах воздушных потоков и правилах аэродинамики.
  2. Комбинированная система вентиляции в гараже. Промежуточный вариант воздухообмена. Сочетает в себе естественную циркуляцию воздуха и использование механических установок.
  3. Механическая система вентиляции. Включает в себя использование специальных приспособлений, стимулирующих приток и отток воздуха, и способствующих очищению и нагреву воздушных масс.

Естественная вентиляция в гараже своими руками — отличный вариант для тех, кто совмещает гараж с подвальным хранилищем. В этом случае вентиляция помещения будет происходить естественным путем, к тому же, это самый бюджетный метод, однако он имеет ряд недостатков, связанных с особенностями климатических и погодных условий. Грамотный расчет естественной вентиляции позволит избежать застоя воздуха, но иногда не обойтись без вспомогательных мер.

Способы организации воздухообмена

Комбинированная система позволяет искусственно корректировать циркуляцию воздуха в те периоды, когда естественный воздухообмен невозможен. В принципе устройство вентиляции в этом случае повторяет принципы естественного воздухообмена, с той лишь разницей, что дополнительно устанавливается электрический вентилятор. В ветреную погоду вентилятор будет работать даже выключенным, создавая дополнительную стимуляцию движения воздуха.

Механическая вентиляция гаража, при которой происходит циркуляция воздушных потоков, работает наиболее эффективно. При этом она не зависит от погодных условий. Еще ее называют принудительной вентиляцией в гараже. Такой способ воздухообмена незаменим в том случае, когда хранилище для авто находится в подземном помещении. Приточная установка, состоящая из фильтра, вентилятора и калорифера, обеспечивает распределение воздушных потоков. Вытяжное оборудование обеспечивает отток грязного воздуха за счет вентиляторов и канального устройства. При этом можно регулировать скорость воздуха и интенсивность воздухообмена.

Перед формированием воздухообменной системы нужно рассчитать диаметр вентиляционной трубы. Он определяется объемом воздушных масс, которые необходимо заменить. Проведя расчеты, можно сделать вывод, что на 1 кв. м помещения понадобится труба диаметром 15 мм. Зачастую используют 1 или 2 канала воздухообмена.

Условия для правильного функционирования приточной и вытяжной системы

Для этого типа вентиляционной системы действительно нужны определенные условия.

  • Вентиляционные отверстия должны быть правильно расположены и определенного диаметра. О том, как рассчитывать их величину мы говорили выше, а расположение их должно быть таким: два отверстия, по диагонали помещения, располагающиеся одно от пола, а другое от потолка на 10 см.
  • Вентиляционные трубы должны быть: приточная – подсоединенная коленом 90° к отверстию в нижней части стены, должна иметь высоту от земли 30 см. Верхняя часть этого воздуховода обязательно закрывается металлической сеткой и зонтом, для предотвращения попадания внутрь гаража мусора, грызунов и т.д. Вторая вентиляционная труба – вытяжная, монтируется к верхнему стеновому отверстию, коленом под 90°, и поднимающаяся выше уровня верхней точки крыши на 50 см. Труба также должна закрываться зонтом, чтобы внутрь не попадали атмосферные осадки, листья и т.д.

В идеале, между верхними точками приточной и вытяжной вентиляционной трубы, должно быть три метра разницы. При таком расположении создается идеальный перепад давления для хорошего вентилирования гаража. Но иногда погодные условия могут сделать так, что даже идеально рассчитанная и выполненная система будет давать сбой. В таком случае можно обустроить в собственном гараже комбинированную вентиляционную систему.

Обустройство комбинированной вентиляции

Условия для правильного функционирования приточной и вытяжной системы

Для такой системы есть одно ограничение по расположению входного и выходного отверстий: они не должны находиться на одной линии, друг напротив друга. В такой системе важным фактором эффективности является производительность вытяжного вентилятора. Рассчитать его самостоятельно достаточно просто: либо обратиться к СНИП, где сказано, что приток свежего, и соответственно выход отработанного воздуха должен быть не менее 180 л/ч.

Читайте также:  Проектирование кондиционирования

Второй вариант, рассчитать мощность вентилятора, в зависимости от объема помещения. Для гаража было бы очень неплохо, если бы воздух полностью в нем сменялся, хотя бы 5-7 раз в час. Чтобы рассчитать, какая производительность вентилятора вам понадобится, нужно объем гаража (длина х ширина х высота) умножить на кратность воздухообмена, в нашем случае на 5. Полученная цифра и будет рекомендованной производительностью вытяжного вентилятора в час.

Важно! Помните, чтобы комбинированная вентиляционная система работала эффективно, нужно, чтобы воздуховоды были соответствующего диаметра. Если вы делаете комбинированную вентиляцию с механическим притоком, то нужна естественная вытяжка. Которая будет справляться с выводом воздуха такого объема. Если в таком типе вентиляции механическая вытяжка, то следите за тем, чтобы приточный воздушный поток мог поступать в соответствующем объеме.

Механическая вентиляция гаража

Схема устройства механической вентиляции гаража.

2-ым типом является система вентиляции механическая. С точки зрения некоторых специалистов, она является практически идеальной за счет компенсации почти всех недостатков естественной системы. Основана такая схема на использовании специальных механизированных устройств, которые и будут обеспечивать приток и отток воздуха. При этом достоинством является также возможность самостоятельного регулирования температуры в гараже, что очень немаловажно.

На сегодня учеными разработано 2 основных варианта механической вентиляции для гаража. Это моноблок и модульная конструкция, имеющая свои отдельные блоки. Каждое из этих устройств имеет свои особенности, поэтому рассмотрим их более подробно

Использование моноблока

Моноблок представляет собой установку, которая способна одновременно обеспечивать как вытяжку, так и приток воздушной массы. Такая система предполагает создание вполне здорового микроклимата в гараже, который обеспечит не только должные условия для хранения самого дорогого автомобиля, но и хорошее самочувствие людей.

Недостатком моноблока является его относительная дороговизна. Самыми недорогими принято считать автономные конструкции, все остальное – намного дороже. Рекомендуется выбирать самые известные марки производителей и пластинчатые рекуператоры тепла, так как именно они смогут вам в будущем обеспечить хорошую экономию электричества.

Применение модулей

Схема устройства системы вентиляции, устанавливаемой на крыше.

2-ая установка правильной вентиляции в гараже представляет собой конструкцию из отдельных модулей вывода и притока воздуха. Сами по себе они являются автономными, а регулируется работа при помощи специального датчика, который располагается посередине. При этом очень важно правильно расположить эти блоки по схеме.

Приточный блок необходимо разместить примерно на уровне 2-2,5 м от линии пола в гараже. Вентиляция осуществляется посредством вентилятора, через который воздух идет в калорифер. А вот вытяжной блок состоит из 2-х специальных вентиляторов, которые можно расположить как рядом, так и по отдельности друг от друга. При этом крайне важно, чтобы их воздушные потоки были скоординированы с вентилятором, калорифером и фильтром приточного блока. Так воздух в помещении будет не только хорошо циркулировать, но и очищаться.

Большим достоинством вентиляции модульного типа является то, что при помощи ее можно в значительной степени понижать концентрацию вредных примесей в воздухе. Каждая установка имеет свой пороговый барьер, при повышении которого установка начинает работать интенсивнее в несколько раз.

Еще пара советов по обустройству и эксплуатации вентсистемы

  1. Рекомендуется ежемесячно проверять работоспособность вентиляции. Летом можно делать это и чаще, так как не исключается более интенсивное засорение вентрешеток пылью и мусором.
  2. Обязательно утеплите внешний участок вытяжной трубы. В зимний период теплый воздух из помещения, поднимаясь по воздуховоду, резко охлаждается и из него выпадает конденсат. Ночью он превращается в иней, а днем на солнце тает и стекает внутрь гаража. Для утепления вытяжки подойдет рукав из вспененного полиэтилена, который надевают непосредственно на внешний отрезок воздуховода. Чтобы уберечь полиэтилен от разрушения под воздействием солнечных лучей, рекомендуется обмотать его фольгой (подойдет обычная пищевая).

Кроме того, рекомендуем посмотреть видео, в которых также подробно раскрываются некоторые аспекты создания работоспособной схемы гаражной вентиляции:

Обслуживание вентиляции

Вентиляция любой конструкции периодически должна прочищаться

Выполнив монтаж приточно-вытяжной вентиляционной системы в гараже можно надолго забыть об воздухообмене, но, к сожалению, не навсегда. Рано или поздно вентиляционные каналы загрязняться и потребуется их чистка:

  • проведение наглядного осмотра внешних элементов вентиляции. Выполнить осмотр можно с помощью обычного зеркала: сняв решетку, заглянуть в воздуховодный канал, используя зеркало;
  • выполнение процедуры очищения с помощью механических действий и специальных химических средств, направленных на устранение пыли и маслянистых отложений.

Только свободный поток воздуха, поступающего в закрытое помещение, способен обеспечить полноценный воздухообмен. Чистить систему вентиляции необходимо один раз в год. Такой простой процесс позволит всегда иметь свежий воздух в гараже.

Установка приточно-вытяжной системы вентиляции в металлическом гараже должна проводиться в обязательном порядке, так как она является важным правилом хранения автомобиля в гаражном помещении.

Расчет вентиляционных отверстий

Расчет вентиляции гаража в отношении диаметра труб может выполняться несколькими способами:

  • на 1 м2 площади потребуется установка трубы диаметром 15 мм. Для гаража 30 м2 устанавливается 450 мм трубы;
  • рассчитывается площадь всех отверстий как 0,3% от площади. Схема более актуальна для устройства одноканального проветривания механическим элементом.

В СНиП записано, что на 1 легковой автомобиль обязательно должно приходить 180 м3/ч. За рубежом показатель в 2 раза выше.

Принцип работы и схема естественной вентиляции

В основе системы воздухообмена без использования всевозможных нагнетающих вентиляторных устройств заложен принцип воздушного шара – теплый воздух вытесняется из помещения гаража или подвала за счет гидростатического давления более холодного и тяжелого наружного воздушного столба. Разница в плотности и удельном весе холодного и теплого воздуха очень небольшая, но все же ее хватает, чтобы обеспечивать естественный воздухообмен с кратностью в 3- 4 меры в час.

Естественной системе вентиляции присущи некоторые «врожденные» недостатки:

  • Невысокая производительность в условиях стандартного гаража, несколько возрастающая в холодное время года и уменьшающаяся практически до минимума в летний зной;
  • Высокая чувствительность к всевозможным поворотам при неграмотной балансировке потоков воздуха внутри помещения гаража;
  • Необходимость тщательного подбора параметров воздуховодов и точек расположения приточных окон и вытяжной трубы.
Принцип работы и схема естественной вентиляции

На самом деле даже в испепеляющую жару естественное движение воздуха по трубам воздуховодов не прекращается до нуля. При любой температуре всегда существует горизонтальное движение воздуха, в жару или сильный мороз еле уловимое, но оно есть, поэтому естественная вентиляция, отличие от принудительных систем вентилирования, никогда не умирает до конца.

Такой производительности явно недостаточно для полноценной вентиляции гаража, но это все же лучше, чем полная остановка движения воздуха в вентиляционных системах, например, при отключении электроэнергии или перегорании мотора.

Особенности системы вентилирования в гараже

Обычно автолюбители выбирают естественную вентиляцию.

Особенности системы вентилирования в гараже

При такой системе разница температур снаружи и внутри гаражного помещения обеспечивает циркуляцию воздуха. Зачастую вентиляцию проводят своими силами. Но летом она не будет хорошо работать, поскольку в теплое время года разницы температур практически не наблюдается, а иногда внутри даже прохладнее, чем снаружи. Более эффективна комбинированная система, при которой оптимизируется удаление воздуха благодаря использованию механического вентилятора.

Принудительная вентиляция обладает максимальной результативностью. Здесь уже нужна двухканальная система, поскольку механическими устройствами обеспечивается приток и отток воздуха. Зато гарантирован постоянный приток свежего воздуха с улицы, а также своевременный отток воздуха из смотровой ямы вместе с излишками влаги, испарениями химикатов и выхлопными газами.

Особенности системы вентилирования в гараже

Порядок действий: что важно учесть

Особенности системы вентилирования в гараже

Остановимся на основных принципах работы при обустройстве вентиляции смотровой ямы в гараже.

Крайне важно грамотно составить схему устройства всей системы вентилирования. Точно указываются отверстия: в фундаменте, стене, цоколе, куда затем будут помещены воздуховоды. В проекте необходимо учесть следующие факты.

  • Площадь помещения.
  • Высота гаража.
  • Количество автомобилей.
Особенности системы вентилирования в гараже

Конечно, профессиональные мастера точно выполнят работу грамотно. Но и обычные гаражники тоже нередко делают вполне эффективную, надежную вентиляцию смотровой ямы. Важно при этом учесть и размещение труб, подземное или надземное, постараться составить оптимальный маршрут для воздушных потоков.

Можете также посмотреть схему обустройства приточно-вытяжной системы вентилирования.

Особенности системы вентилирования в гараже

Оптимальный диаметр вентиляционных труб

Оказывается, многое зависит и от диаметра труб, вентиляционных отверстий. Лучше брать не произвольные значения, а точно все рассчитывать. Когда обеспечивается естественная вентиляция в яме гаража, расчет можно провести следующим образом: на каждый метр площади гаража должно приходиться 15 мм диаметра трубы.

Особенности системы вентилирования в гараже

Когда делается одноканальное механическое вентилирование, общая площадь вентиляционных отверстий должна быть равна 0,3% от площади гаражного помещения.